Менее чем за десять лет снегоходы из развлечения для богатых превратились в популярный зимний досуг. Итак, вы решили оседлать «снежного коня»: с чего начать и куда отправиться за максимально яркими впечатлениями?

Russian Traveler №1(15) 2025
Какие ваши права
Снегоход – транспортное средство повышенной опасности, и это нужно помнить всем и всегда, даже если вы профессионал и мчитесь по относительно ровной поверхности с широким обзором. Для непродолжительных «покатушек» в составе туристической группы достаточно пройти инструктаж перед поездкой, где вам расскажут о принципе работы снегохода, его управлении, технике безопасности и правилах поведения на трассе, а также предоставят всю необходимую экипировку.
Для таких коротких поездок не требуется водительских прав специальной категории. Если же в ваших планах снегоходная экспедиция на несколько дней, то тогда уже права необходимы. Категории B, C и D разрешают управление арендованными снегоходами под присмотром инструктора. Категории АI (тракториста-машиниста) и B1 с отметкой MS позволяют управлять любым снегоходом в индивидуальном порядке.
Следует иметь в виду, что экспедиции на снегоходах противопоказаны людям с хроническими заболеваниями, в плохой физической форме, страдающим ментальными расстройствами, алкоголизмом, ожирением второй и большей степени.
Правила поведения на трассе
- Чётко следуйте всем указаниям гидов-инструкторов.
- Соблюдайте скоростной режим и никогда не съезжайте с проложенной трассы. Под снегом могут быть незаметные препятствия (поваленные деревья, валуны, полыньи), наезд на которые чреват не только выходом из строя транспортного средства, но и увечьями и тяжёлыми травмами, вплоть до летального исхода.
- Никогда не отправляйтесь в путь в одиночестве.
- Следите за окружающей обстановкой, особенно во время движения по пересечённой местности, и не теряйте здравый смысл. В горах следуйте главному правилу «один на склоне»: один едет – все остальные стоят и смотрят.
- Старайтесь не передвигаться в сумерках и темноте, а если это невозможно – делайте это на минимальной скорости.
- На стоянке паркуйте снегоходы так, чтобы все могли начать движение одновременно. «Перекрытия» других снегоходов не допускаются.

Точки опоры
Несмотря на различное назначение, конструкции всех снегоходов базируются на «трёх точках опоры»: одна лыжа и две гусеницы или две лыжи и одна гусеница. Второй вариант наиболее распространён, так как позволяет достичь лучшей управляемости, манёвренности и устойчивости, и именно такой снегоход чаще всего и будет ждать вас перед поездкой.
Если провести аналогии с автомобилями с передним и задним приводами, то у каждой конструкции снегохода есть свои нюансы в управлении, динамике и проходимости. Обо всём этом вам расскажут инструкторы. К примеру, на двух-гусеничных снегоходах из-за их валкости передвижение по склонам затруднено или даже невозможно. При этом именно такие снегоходы увереннее передвигаются по грунтовым колейным дорогам, засыпанным снегом, и по твёрдым поверхностям, снежному настилу или льду.
В настоящее время снегоходы оснащаются двухтактными или четырёхтактными двигателями мощностью, как правило, от 80–90 до 160–180 л. с. Преимущества первых – компактные размеры и малый вес, простота конструкции, быстрый запуск и прогрев, высокая ремонтопригодность в полевых условиях. Преимущества вторых – пониженный расход топлива (а значит, вы преодолеете большее расстояние на одном баке), низкий шум и больший рабочий ресурс.
Снегоходы можно условно поделить на пять категорий:
- Утилитарные – для перевозки грузов. Именно такие модели в почёте у малых народов Русского Севера и вообще жителей Заполярья, где большую половину года «бураны» и их родственники – привычное средство передвижения. Они отличаются высокой проходимостью и мощностью, неприхотливы в обслуживании, часто имеют пассажирское место.
- Туристические – мощные и манёвренные, подходят для длительных поездок. Уровень комфорта зависит от модели – например, есть снегоходы с подогревом сиденья и руля.
- Спортивные – мощные, манёвренные, с усиленной рамой и продвинутой системой амортизации. Такие хороши для состязаний и выполнения трюков и прыжков, но должны использоваться исключительно профессионалами.
- Горные – «могучие» снегоходы для передвижения по местности со сложным рельефом. Они отличаются узкой длинной гусеницей с увеличенными, вцепляющимися в наст зацепами.
- «Кроссы» – универсальные снегоходы, сочетающие в себе преимущества своих утилитарных и горных собратьев.

Эффект капусты
Компании, организующие экспедиции на снегоходах, предоставляют всю техническую экипировку и снаряжение – само транспортное средство, шлем, подшлемник, инструменты, аптечку и аварийно-спасательное оборудование, от непромокаемых спичек до GPS-маячка, лавинного датчика и лавинного рюкзака (если путешествие пролегает по горным районам). А вот правильно подобрать одежду, как правило, нужно самостоятельно.
Так как во время поездки на снегоходе вы всегда находитесь на открытом воздухе, то одежда должна соответствовать самым высоким стандартам аутдора – то есть быть непродуваемой, непромокаемой, эффективно отводящей тепло от организма (мембранные технологии – наше всё). Общая концепция одежды для такого рода путешествий – многослойность, чтобы вы при необходимости могли регулировать теплообмен.
Верхний слой – виндстопер из прочной мембраны и с синтетическим утеплителем (современные технологии позволяют создавать более тонкую и при этом более тёплую, чем на натуральном пухе, верхнюю одежду), флисовый лонгслив, дополнительный жилет, высококачественное термобельё. Никогда не надевайте на тело одежду из хлопка – он впитывает влагу и плохо сохнет, что в итоге приводит к переохлаждению. Носков это тоже касается. Этот предмет гардероба должен также соответствовать нормам, предъявляемым к термобелью, и быть изготовленным из нейлона, полипропилена или других высокотехнологичных синтетических тканей, флиса, шерсти или шёлка.
Обувь нужна высокая, с защитой голенища, на толстой подошве с ярко выраженным протектором, утеплённая шерстью, флисом или синтетической подкладкой с высокими влагоотводящими свойствами. Для гор хорошо подойдут тёплые сапоги из ЭВА – лёгкого, прочного и долговечного материала. Перчатки тоже должны быть многослойными, но при этом не слишком объёмными, чтобы не снижать мелкую моторику. Ну а если вы мерзляк, то позаботьтесь о наличии самонагревающихся элементов – на рынке представлен широкий ассортимент химических грелок, так что подобрать оптимально подходящую именно вам труда не составит.

Для защиты лица потребуются снуд или балаклава и очки, предохраняющие глаза от веток, ярких бликов, ветра, снега и инородных предметов, вылетающих из-под гусеницы впереди идущего снегохода. Если в жизни вы носите очки для коррекции зрения, то для экспедиции от них придётся отказаться и воспользоваться контактными линзами. В противном случае под шлемом дужки очков будут доставлять дискомфорт, а на открытом воздухе постоянно запотевать от вашего дыхания и снижать видимость.
Горы и лавины
Хотите чувствовать себя уверенно даже во время самого экстремального путешествия? Тогда, перед тем как отправиться в снегоходную экспедицию, пройдите курсы лавинной безопасности и управления горными снегоходами в одной из российских горных школ. Такие работают не только в горных районах нашей необъятной страны, но и в европейской части России, и даже в ближайшем Подмосковье!
Самые популярные горные снегоходные школы – SkiDooKing (например, они есть на Камчатке и в Архызе), Russian Snow Riders (в Мурманской области), SledSchool и Snega.net (в Хакасии). Там вам покажут, как правильно покорять вершины, переносить центр тяжести снегохода во время движения весом своего тела, ускоряться и тормозить при езде в траверсе, проходить «злые» углы. Отработают резкие развороты и кувырки, навыки работы с противолавинным снаряжением, а также откапывания снегохода из снежного плена (при отсутствии практики – закопаться в снег проще простого). Расскажут, как визуально определить лавиноопасный участок пути и, следовательно, не соваться туда без крайней необходимости. Научат оказывать первую медицинскую помощь и максимально чётко и корректно объяснят, что нельзя полагаться исключительно на гидов и инструкторов. Помните, что в первую очередь за свою жизнь вы отвечаете сами.


