Продолжаем наш проект PRO Территории*, рассказывающий об уникальных людях, которые живут в России. С регионами и героями нас связывают внедорожники линейки HAVAL PRO, отражающие разные характеры, но всех их объединяют важные качества, обеспечивающие комфорт и уверенность на бездорожье. К нашему третьему герою мы отправились на рамном внедорожнике HAVAL H9. Алексей Антонов — уральский камнерез, который создаёт уникальные скульптуры из камня, возрождая технологии мастеров прошлого и внедряя современные решения.

Екатеринбург, столица Урала. Мы на проспекте Ленина, дом 8. В музее «Камнерезный Дом Алексея Антонова» на подиумах стоят причудливые фигуры: лазуритовая шкура быка мерцает глубокими прожилками, каменная юбка танцовщицы фламенко струится, словно настоящая ткань. Эти детали не результат работы 3D-принтера, а ювелирный кропотливый труд мастеров, годами создающих глубоко детализированные скульптурные композиции из камня. Стоимость таких работ на мировом арт-рынке может доходить до миллиона долларов.
Путь Алексея Антонова – от заводского цеха крупной компании до своей команды и собственных технологий, позволивших создавать невероятные скульптуры.
Алексей Антонов родился в Свердловске (Екатеринбурге), ему 57, и он профессиональный камнерез во втором поколении. Его отец работал «на оси» в карьере – на токарном станке по камню: формовал колонны, детали оград и лестниц, вазоны из гранита и мрамора. «Это более грубая обработка камня, не то, чем занимаюсь я, но именно отец заразил меня своим трудолюбием», — рассказывает Алексей. Вначале он трудился на одном из важнейших индустриальных центров российской обработки камня, а в 2000-х ушёл в «свободное плавание» и теперь работает с собственной командой мастеров.
С чего всё начиналось
Чтобы понять, к чему стремится наш герой, нужно оглянуться назад. Во Флоренции ещё в 1588 году герцог Фердинандо Медичи открыл Opificio delle Pietre Dure** («Опифичо делле Пьетре Дуре») – придворную мастерскую, где с камнем научились делать удивительные вещи. Там довели до совершенства технику commesso in pietre dure*** («коммессо ин пьетре дуре») — точную наборную мозаику из тонко отполированных пластин полудрагоценных камней.

Мастера научились подбирать, резать и полировать минералы так, чтобы их природный рисунок и оптика работали как язык изображения. Благодаря данной технологии полосы и прожилки на камне, его полупрозрачность и мерцание смогли передавать фактуру, движение, настроение без использования красок.
В Россию это искусство пришло на рубеже XIX–XX веков, когда камень стал материалом для миниатюр и скульптур-«портретов». На Урале его подхватили местные мастера. Именно на этой технике строит своё амбициозное продолжение Алексей Антонов – только с инструментами XXI века и уральским чувством масштаба.
Работы из камня — не каприз эпохи и не сиюминутная мода, а значимая часть дворцовой культуры. Николай II и члены семьи активно приобретали камнерезные миниатюры Карла Фаберже в 1908–1914 годах. В 1912 году Николай II заказал у Фаберже две портретные фигуры камер-казаков императорской семьи. Казаки позировали в мастерской, работу вёл старший мастер Карла Фаберже — Хенрик Вигстрём****.
Алексей Антонов: «Чем мы отличаемся от мастеров прошлого? Наверное, тем, что мы пошли в передовые технологии, придумали собственные ноу-хау».
На Урале камень – не образ и не фигура речи, а повседневный материал и среда жизни: он формирует ландшафт, экономику, ремесла, и даже язык и художественные направления. Для Урала династичность — не просто слово, а традиция, берущая начало в горнозаводских промыслах, и связывающая прошлое с современными художественными мастерскими. В этом смысле Алексей Антонов продолжает линию мастеров, живших сотни лет назад: слышать рисунок породы и подбирать его под образ, а не подгонять образ под камень — принцип, который на Урале сформулирован давно и который возведен в систему в его мастерской.
Главная проблема больших каменных фигур – ювелирное качество, которое нужно масштабировать под большой размер. Ценные камни редко бывают крупными, их нельзя просто нарастить друг на друга. Алексей придумал каркасную технологию, которая позволяет собирать сложные фигуры из множества каменных и металлических элементов, сохраняя безукоризненную геометрию и чистоту швов. Это действительно искусство: тончайшие детали, сборка под микроскопом — и при этом масштаб, поражающий воображение.
Алексей Антонов рассказывает: «Самые сложные и неповторимые работы на сегодняшний день – это „Тореадор“ и „Фламенко“. Чтобы их создать, пришлось придумать больше пяти собственных технологий. Очень трудоёмкие, на одну фигуру уходило больше трёх с половиной лет».
Одна большая композиция – это пара десятков специалистов и месяцы или даже годы работы. Один из самых сложных моментов — поиск нужного пласта камня: иногда из массива весом под сотню килограммов берут лишь один маленький фрагмент.
Чтобы по-настоящему понять Урал и его сокровища, нужно увидеть, где они рождаются. Вместе с Алексеем мы отправляемся на рамном внедорожнике HAVAL H9 в уникальное место – так называемый, Уральский Марс. Путь к данному природному объекту дает все возможности для испытания внедорожника. Новый турбодизель объемом 2,4 литра и 9-ступенчатая автоматическая коробка передач обеспечивают уверенную тягу.
Интеллектуальный полный привод, блокировка дифференциалов и высокий дорожный просвет позволяют внедорожнику играючи справляться с неровностями и с комфортом преодолевать большие расстояния. За рулем автомобиля Алексей Антонов делится воспоминаниями.
«Раньше я ездил сам за камнями по многим регионам – Уралу, Башкирии, Казахстану. Все камни, которые вы увидите у нас складе, — а там больше 100 тонн, — я привез на своем автомобиле», — говорит Алексей, уверенно ведя машину по дороге к карьерам.
Как рассказал Алексей Антонов, ему импонирует HAVAL H9: большой семиместный внедорожник с современным салоном и электроникой. Машина ощущается как идеальный инструмент в руках мастера – просторная, удобная в дальних поездках и экспедициях, при этом комфортная и оборудованная современными системами помощи водителю. Для Алексея здесь важна не «мода», а сочетание размера, практичности и технологичности.
Наконец мы на месте. Пейзаж поистине инопланетный: глиняная пустошь всех оттенков охры, красного и коричневого, испещренная кратерами и холмами. Вода в небольших озерцах переливается от небесно-голубого до багряного. HAVAL H9 на фоне этих неземных ландшафтов смотрится как исследовательский ровер, готовый к покорению новой планеты. Здесь, среди «марсианских» просторов, особенно остро ощущается вечность материала, с которым работает наш герой.

Сам Алексей Антонов про нестареющие традиции, а не про меняющиеся тренды. В его мастерской действует правило: сначала материал – потом форма. Жила, пятно, текстура — элементы композиции, а не помехи. Оттого он не столько создает предметы, сколько возвращает камню голос и место в культурной повестке XXI века. Антонов говорит так: «Мы работаем с камнем, с вечным материалом и мечтаем о том, чтобы все наши работы, наш труд сохранились в каком-то одном месте: как целое наследие, как семейный фонд, как наш музей».
*ПРО Территории
**Мастерская полудрагоценных камней
***Cовмещение твердых камней
****Хенрик Иммануэль Вигстрём - мастер золотых и серебряных дел, один из известнейших финских ювелиров XIX-XX веков, который вошёл в историю как один из ключевых мастеров фирмы Фаберже, был поставщиком российского императорского двора.


